Каталоги запчастей китайских авто как набор комиксов с иероглифами

Эксклюзив Media-Talk
204455
7 минут
Каталоги запчастей китайских авто как набор комиксов с иероглифами
Фото: Александр Демьянчук/ТАСС

30 января. /MEDIA-TALK/.Более 32 тысяч автомобилей Haval, проданных в России за прошлый год, китайская компания отзывает из-за проблем с проводкой. Накануне стало известно, что в этих машинах влага может попасть в разъем проводов под водительским сидением, что может привести к короткому замыканию.

Следует отметить, что это уже не первая проблема машин китайского производства, поставляемых в нашу страну. Этой зимой многие владельцы жаловались, что автомобили не заводились из-за морозов, выходили из строя приборные панели и системы отопления. Но основная проблема, и это отмечают не только автолюбители, но и многочисленные эксперты – отсутствие запчастей для ремонта.

Резкий курс на восток, который взял в последние месяцы российский автомобильный рынок – это более 50 процентов, по данным «Автостата», машины из Китая. Производители из Поднебесной уже не осторожничают, представляя покупателям ранее неизвестные бренды и смело расширяя линейки уже знакомых. На этом фоне участились и претензии к авто китайского производства.

«Машина (Tiggo 7 Pro Max) простояла несколько часов у родни в частном секторе в морозы и обдуваемая ветрами. На обратном пути домой, проезжая через колеи поперек трассы, затрещала было ESP'шкой, а потом выдала ворох ошибок на приборку - отказ стабилизации, отказ АБС, спуска с горы и автохолда. Выключение-включение зажигания результата не дало, аккуратно доехал до дома. Утром записался в сервис, сроки не ахти быстрые, назначили только через 2 недели дату. В обед ошибки уже не было, повторно не выскакивала, посему запись отменил. Искать плавающую неисправность муторно...», - пишет автовладелец AEM на форуме forum.ixbt

Почти все участники автомобильных форумов сходятся во мнение, что изначально политика китайских производителей была настроена исключительно на продажу автомобилей, о гарантийном обслуживании особо речь не велась, а о постгарантийном и вовсе не думали.

Григорий Янц, автоэксперт:
«Подбор запчастей – это вообще отдельная история на китайские машины. Причина заключается в том, что все привычные производители – европейские, японские и корейские – прежде чем выпустить в продажу новую модель автомобиля, сначала создают каталог. То есть любую деталь можно найти, идентифицировать и заказать. А у китайцев – наоборот. Они как будто сначала выпускают машину, а потом только создают каталоги запчастей. И каталоги запчастей на «китайцев» – те, с которыми мы сталкивались – они выглядят как набор картинок, детские раскраски. И все китайские машины плюс-минус друг на друга похожи. Не только внешне, но и по оснащению. «Расходники» стандартизированы, найти нетрудно. А если коснуться чего-то более важного, а это может быть даже какая-то деталь кузова непростая – то там точно будут проблемы. И с подбором, и с наличием, и с ожиданием».

Алексей Рузанов, технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE:
«Ключевая проблема постпродажного обслуживания китайских авто – это подбор нужных запчастей. На свежие автомобили зачастую сложно получить актуальную информацию по запчастям и технологиям ремонта. Нет мануалов, нет каталогов запчастей на многие новые модели. Азиатские производители, в целом, очень вольно относятся к формированию каталогов запчастей. Это серьезно усложняет подбор деталей. Кроме того, есть особенность китайского автопрома, когда на сборочный конвейер в Китае могут поставляться не просто разные запчасти по брендам, но и просто физически разные запчасти. В итоге получается, что одна запчасть может не подходить к другой и это нигде не указывается и не оговаривается».

Впрочем, представители автосервисов, уверяют, что вопросы с поставкой и ремонтом решают в рабочем режиме. Директор СТО по обслуживанию китайских автомобилей на улице Салова в Санкт-Петербурге, Андрей Захаров уверенно заявил: «У нас и каталоги есть, и проблем с деталями нет».

О том, что проблем с поставкой запчастей нет говорят и представители автохолдинга «Максимум». Когда-то здесь продавали «Ford», а теперь представляет Haval. Кстати, самая ходовая модель сейчас - Haval JOLION. С ноября 2021 года по декабрь 2023 года гарантийными оказались только 24 % обращений (остальные 76 % – коммерческие заказы). Самая частая претензия – стук при проезде неровностей в передней части автомобиля, также жалуются на камеры заднего вида, с которых изображение пропадает. По словам представителя автохолдинга, в большинстве случаев детали есть на центральном складе и ждать их не приходится. Заказывать необходимо в редких случаях, но и здесь – поставки налажены, и время ожидания для клиентов составляет 30-35 дней.

Алексей Рузанов, технический директор международной сети автосервисов FIT SERVICE.
«Новые китайские бренды автомобилей появились в нашей стране совсем недавно. Они проездили в суровых условиях нашей страны еще немного, поэтому обоснованные выводы по качеству новых марок и моделей, по их эксплуатационным свойствам можно будет сделать не ранее чем они проходят 100 тысяч км и больше. Однако на сегодня, при обслуживании этих автомобилей, мы видим, что качество этих машин не вызывает серьезных нареканий. Если сравнить «китайцев» десяти-двадцатилетней давности с современными китайскими автомобилями, то видно, насколько сильно прогрессировали технологии. Китайский автопром за последние несколько лет совершил заметный рывок в автомобилестроении. Сейчас китайские бренды выпускают вполне конкурентные автомобили, с высоким уровнем комфорта и неплохим качеством. По электронной начинке мало какой китайский автомобиль уступает европейскому или японскому автопроизводителю. Об этом говорит и массовое появление китайских электрокаров и гибридов достойного качества. А китайские машины премиум-сегмента уже совсем близки к японским и корейским «одноклассникам».

Действительно, автомобилей премиального сегмента у китайцев становится все больше и больше. В основном это либо гибридные, либо электрические машины. Цена на такие авто уже сейчас может достигать 10 и выше миллионов рублей. При этом, утверждают эксперты, с сервисным обслуживанием и у этих авто могут возникнуть проблемы.

Кирилл Вершинин, соучредитель сервисного центра электромобилей и гибридов "Не Бензин":
Многие электромобили достаточно чувствительны к процедурам "прикуривания" 12-вольтового аккумулятора, что приводит к серьезным и дорогим поломкам. С наличием расходников проще (хотя бывают исключения), большинство запасных частей едут из Китая. Каталоги и вообще техническая информация труднодоступны, надеюсь это временно. Я могу привести пример, с достаточно популярной моделью электромобиля из Китая Zeekr 001. Насколько я знаю, изначально двигатели ставили из Японии. Затем наладили производство и начали ставить свои. Другой пример, приезжают к нам две, в целом одинаковых модели Zeekr 009, у одной охлаждающая жидкость G-12, у другой G-11. С запчастями бывает также. Конечно, так не всегда, но подобные случаи, к сожалению, тоже попадаются».

Не стоит забывать и о таком важном факторе, как безопасность. На автомобильных форумах довольно активно обсуждается эта тема.
«Прочитал, одна премиальная марка, китайская при несильном ДТП при сработавшей подушке блокирует запуск мотора. Машина превращается в кирпич», - делится Энди 093 на forum.ixbt
«Посмотрите, что бывает с китайцами при не самых крутых ДТП. Недавно наткнулся на видео Клубного сервиса. Ролик о том, как отскочило колесо во внедорожник и что с ним стало».
«Судя по описаниям и обзорам очень хорошо китайцы стали экономить на нас».
«Бились как правило слегка, а последствия как будто серьезное ДТП. И какие трудности при восстановления кузовов у китайцев тоже слышал», - пишет пользователь AEM.

Григорий Янц, автоэксперт:
«Что лично мне в них не нравится – то, что тонкий металл и некачественно обработан, очень много мной лично было зафиксировано фактов. Несущие элементы конструкций – лонжероны, подрамники – много странных и спорных решений в конструкции. На таком фундаменте что-то можно построить на три, максимум на 5 лет – а потом что от этого останется, я не знаю. Можно это связать с менталитетом, который нам как будто навязывают. Что автомобили – это условно одноразовые вещи, как китайские смартфоны. Мы между собой с коллегами иногда так машины и называем – «смартфон на колесах». Кому такая идеология подходит, тому и автомобиль такой подойдет».

Несмотря на все эти проблемы и даже явно завышенную цену, спрос на китайские машины в России в прошлом году вырос почти в пять раз по сравнению с 2022-м. Не исключено, что в этом году эти цифры скорректируются с учетом удовлетворения потребностей. Но по мнению экспертов, опрошенных «Медиа Ток», рынок будет вынужден приспосабливаться к новым реалиям. Для китайских производителей важно закрепиться в России и сохранить свои активы, а значит, они будут искать варианты, в том числе и русификации медиасистемы, включение дополнительных функций, важных именно для российского потребителя и тд.

Да и производство китайских машин в России будет только наращивать обороты. «АвтоВАЗ», который вышел из числа совладельцев бывшего завода Ниссан в Петербурге, анонсировал выпуск машин собственного бренда. По словам сотрудников, речь идет о Cherry.

Добавим, что по данным ВТБ, спрос на займы для приобретения транспортных средств производства КНР в прошлом году вырос почти в четыре раза. В итоге в 2023-м шесть из десяти оформленных кредитов на авто без пробега приходились именно на китайские бренды.
Читай и подписывайся на наш канал в Дзен

Читайте также