Законодательство VS коллекторы: правила игры меняются в пользу должников

Эксклюзив Media-Talk
164149
8 минут
Законодательство VS коллекторы: правила игры меняются в пользу должников
Фото: ru.freepik.com

27 марта. /MEDIA-TALK/.Деятельность профессиональных агентств по взысканию долгов в России еще раз отрегулировали. Но жалоб на коллекторов по-прежнему много.


Вот уже почти два месяца в РФ действуют новые правила взыскания задолженности с граждан. ФЗ № 467 определил перечень организаций, занимающихся такой деятельностью. Регламентирована также форма взаимодействия с должниками – вплоть до количества звонков в сутки, и даже алгоритм общения (например, сотрудник агентства обязан представиться). А за навязчивость грозят штрафы - до 500 тысяч рублей для физических лиц и до 2 миллионов – для юридических. Ранее существенные изменения произошли в 2019 году, когда поправки были внесены в Жилищный кодекс. Впрочем, запрет на передачу данных о должниках – физических лицах - коллекторским агентствам существует де-юре. Де-факто – специализированные организации продолжают взыскивать долги. Мы решили попробовать разобраться, что же происходит и на каком основании тем, у кого есть долги по ЖКХ звонят коллекторы на примере работы агентства «Росдолг». Кстати, официально зарегистрированного в реестре юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности.


Именно на «Росдолг» уже не первый год на форумах и в соцсетях жалуются жители разных городов России. Вот, например, пишет Ольга Э.: «Явное мошенничество. С полгода кошмарят телефонными звонками. Первый раз девушка сразу стала требовать оплатить (несуществующий) долг по оплате ЖКУ (без уточнения за какой ресурс), постоянно перебивала, на вопросы не отвечала, разозлилась после того, как я сказала, что, если есть вопросы - в письменном виде по почте. <…> Звонят с телефонов то зарегистрированных в Башкортостане, то в Московской области, то в Ленинградской. Достали уже».

На этом же ресурсе пишет Юрий Пашин: «Звонят по чужим долгам, настырно и ежедневно. Оператор обещал убрать телефон из базы данных после общения, но звонки продолжились. Долги за какие-то коммунальные счета в населенных пунктах, где никогда не был. Как это все может существовать законно? Может домен кто-то перекупил? На вопрос - "кому вы звоните?" ответа нет, говорят, что у них нет имен, только телефоны. Короче - развод. Операторы бросают трубку после мало-мальски логически выстроенных вопросов, однако звонки продолжаются».
(Яндекс Карты Р. О. С. Долг. Орфография и пунктуация авторов сохранены).

И там же, на форумах, пользователи обсуждают – коллекторские агентства не имеют права выходить на связь с должниками напрямую. Закон, принятый в 2019 году, запрещает передавать данные неплательщиков (физических лиц) коммунальных услуг третьим лицам. В данном случае речь идет об изменениях в Жилищный кодекс РФ, которые вступили в силу в июле 2019 года. Тогда был введен запрет на уступку права по взысканию просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц.


В комитете Государственной Думы по промышленности и ЖКХ четко обозначают, какие методы на сегодняшний день являются законными: «Сегодня у ресурсоснабжающих и управляющих организаций набор инструментов по взысканию долгов конкретный — идти в суд и/или при наличии технической возможности ограничивать подачу коммунального ресурса в конкретную квартиру должника. Передавать право на взыскание долгов в пользу коллекторских агентств коммунальщикам запрещено федеральным законом с июля 2019 года».


Одновременно коллекторские компании - в том числе и «Росдолг» – продолжают вести свою деятельность. Более того, среди клиентов – весьма крупные предприятия сферы ЖКХ. Например, ГУП «Водоканал», который совершенно открыто сообщает о сотрудничестве с подобными организациями. Вот ответ представителей предприятия на официальный запрос нашего издания: «По результатам реализации конкурсных процедур в 2023 и 2024 годах Предприятие осуществляет работу с задолженностью потребителей коммунальных услуг с привлечением Общества с ограниченной ответственностью «Агентство РОСдолгЪ». При этом в «Водоканале» подчеркивают, что «При привлечении агентов Предприятие строго соблюдает требования пункта 18 статьи 155 ЖК РФ, а также положение Федерального закона от 27.07.2006 «О персональных данных».

Законодательство VS коллекторы: правила игры меняются в пользу должников
Фото: ru.freepik.com

О том, что деятельность «Росдолга» законна, утверждают и в самом агентстве, которое, как мы уже писали выше, входит в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности. В агентстве в ответе на запрос нашей редакции подчеркнули: «Начиная с 23 декабря 2019 года Агентство не привлекалось к административной ответственности по части 2 статьи 14.576 КоАП РФ. Также необходимо отметить, что, начиная с 2009 года Агентство ни разу не привлекалось к административной ответственности по статье 13.11 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных», что в полной мере свидетельствует о соблюдении Агентством положение Федерального закона от 27.07.2006 «О персональных данных».


Но тут как раз стоит отметить, что ранее все же «Росдолг» привлекали к административной ответственности по части 2 статьи 14.576 КоАП РФ - в открытых источниках такая информация есть – и речь идет как раз о взыскании долгов с физических лиц в сфере ЖКХ. Например, в ноябре 2019 года Арбитражный суд Самарской области постановил выплатить «Р.О.С.долгЪ» штраф в размере 50 000 рублей.


Юридические тонкости такой деятельности мы попросили прокомментировать специалистов. И получили два абсолютно полярных ответа.
Генеральный директор юридической компании «ЮРИТЕХ» Евгений Самсонюк объяснил, почему работа коллекторских агентств по взиманию долгов законна:
«Общая информация о совокупной дебиторской задолженности (просроченные платежи за коммунальные услуги) находится в открытых источниках результатов финансовой деятельности ЖКХ. Ее можно получить с помощью ИНН какой-либо организации ЖКХ. С этой дебиторкой работают многочисленные компании– как классические коллекторские, так и юридические, и даже просто частные юристы.
Многие субъекты ЖКХ сначала пытаются самостоятельно взыскать долги: подают на должника в суд в одностороннем порядке, получают судебное решение на взыскание суммы, которое отправляется к судебным приставам. Приставы в соответствии с законом об исполнительном производстве начинают взыскивать задолженность. Но, как показывает практика, в большинстве случаев попытки не приносят успеха.
Получается, что организации ЖКХ имеют на руках исполнительное производство, однако деньги свои получить не могут. Тогда они обращаются за помощью к коллекторским агентствам или юридическим компаниям, с которыми заключают классический договор оказания услуг, включающий договор переуступки права требования. Эти организации берут должника под плотный контроль и с помощью различных законных инструментов все же взыскивают задолженности.
Использование персональных данных при заключении кредитного договора, их передача при заключении договора цессии не свидетельствует об их раскрытии. Позиция Верховного суда.
Работают официально по "агентскому договору". Так же, никто не отменял договор на оказание юридических услуг на стадии судебного разбирательства и исполнительного производства».

Законодательство VS коллекторы: правила игры меняются в пользу должников
Фото: ru.freepik.com

А вот мнение Руководителя юридического департамента ООО "КЕНЕБЕРИКИ" Владимира Шпака, который в первую очередь ссылается на ФЗ от 2019-ого года:
«На данный момент управляющие компании НЕ имеют законных оснований для передачи просроченной задолженности коллекторам. Судебная практика в аспекте данного запрета складывается однозначно: коллекторам суды не одобряют уступку просроченной задолженности».
При этом наш собеседник рассказывают об одной из схем, по которой сейчас могу работать Управляющие компании: «В настоящий момент сложилась практика, когда управляющие компании не имеют в штате юриста и с периодичностью раз в 1-2 года отдают образовавшиеся долги сторонним юридическим компаниям (не коллекторам) для просиживания долгов. В такой схеме переуступка долга юристам не осуществляется, они выступают по доверенности, как представители управляющей компании. Привлеченные юристы обычно работают за процент от взыскания долга и начинают с прозвона клиентов с сообщением о намерении обратиться в суд».


В заключении Владимир Шпак призывает абонентов, которые получают такие звонки, непременно обращаться в службу судебных приставов или прокуратуру.


На тему обращения в прокуратуру рассуждают и пользователи интернета – те, кому звонят коллекторы. Тем более что у большинства, кто жалуется на действия коллекторов, долгов по факту и нет. Возникают сомнения – а точно ли это звонки от агентства «Росдолг»? К сожалению, в компании нам на этот вопрос не ответили.


Два полярных мнения юристов наглядно демонстрируют, насколько по-разному можно трактовать нормативные акты. Здесь и спрятана та самая «лазейка» для того, чтобы называть деятельность коллекторских агентств в вопросе взыскания долгов по ЖКХ с физических лиц формально законной.


Получается вполне «рабочая» схема. Управляющая компания (или же ресурсоснабжающая и пр.), используя законные инструменты воздействия на должников, подает иск в суд. Взыскать долги и вернуть свои средства, скорее всего, не получится. Зато на руках окажется акт, который в дальнейшем и передается специализированному агентству. При этом запрет на уступку прав требования по взысканию долга, прописанный в федеральном законе, не нарушается.


С другой стороны – понятна и позиция управляющих, ресурсоснабжающих и прочих компаний, которые в конечном счете обращаются за услугами подобных организаций. Зачастую взыскивать недоимки своими силами – неэффективно, а долги копятся. Вот какие цифры назвали в Государственной Думе: «По состоянию на 2023 год по открытым данным Федеральной службы судебных приставов злостных неплательщиков за услуги ЖКХ в стране около 8 млн человек. Это число на протяжении последних нескольких лет фиксируется примерно на одном уровне», - и подчеркивают – «Законодательно обязанность оплачивать предоставленные коммунальные услуги закреплена в Жилищном кодексе Российской Федерации».


Конечно, когда звонки коллекторов становятся назойливыми и регулярными, тем более, если долгов по ЖКХ у абонента в действительности нет, то обращаться в прокуратуру можно и нужно. Юристы подчеркивают – в таких ситуациях суд, почти всегда на стороне заявителя. Поэтому можно взять за правило не оставлять звонки коллекторов без внимания и непременно обращаться в различные инстанции. Ведь формально законные действия привлеченных агентств не должны доставлять неудобства даже должникам. Но и про оплату полученных услуг забывать не стоит.
Читай и подписывайся на наш канал в Дзен

Читайте также