Эффект гусеницы

Эксклюзив Media-Talk
160048
11 минут
Эффект гусеницы
Фото: 62инфо

26 марта. /MEDIA-TALK/.Регионы России ждет новое нашествие непарного шелкопряда.

На борьбу с лесным вредителем в этом году выделено 704, 6 млн. рублей. Их поделят между 16-ти субъектами Российской Федерации, которые уже пострадали от непарного шелкопряда. В среднем, это по 133 рубля на каждый кв. км и это в полтора раза больше, чем в прошлом году. Но! Остановить рост популяции этой гусеницы вряд ли удастся.

Численность вредителя растет четвертый год подряд в геометрической прогрессии. По прогнозу специалистов Рослесозащиты, в 2024-м распространение гусениц продолжится на европейской части России, а также на западе Сибири и в Хабаровском крае. Ранее очаги распространения непарного шелкопряда несколько лет подряд фиксировали в 16-ти субъектах РФ: Республике Башкортостан, Саха (Якутия), Татарстане, Алтайском крае, Воронежской, Волгоградской, Иркутской, Курганской, Ульяновской, Челябинской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Ростовской, Самарской и Московской областях.

Ранней весной, когда воздух прогревается до 5-10 градусов, в российских лесах появляются мелкие гусеницы. Они вылупляются из темно-серых мелких яиц, спрятанных в корнях и коре деревьев. Их легко подхватывает ветер и разносит на большие расстояния. Гусеницы непарного шелкопряда начнут пожирать листву, как только она появится – и остановятся лишь в июне, когда настанет пора окукливаться. Жрать будут быстро и почти всё подряд, практически не разбирая пород деревьев – от лиственных до хвойных. По-научному такая неприхотливость в еде называется полифагия. Далее всё просто: из куколок появятся крупные ночные мотыльки - беленькие самочки и желтые самцы -за это различие шелкопряд и прозвали непарным. Две недели бабочки будут наслаждаться жизнью, потом вновь отложат яйца на зиму. А вот деревья, оставшиеся без листьев, скорее всего погибнут. Почему же вдруг так расплодился непарный шелкопряд в последние годы?

Начальник Управления воспроизводства и защиты лесов Рослесхоза Елена Бусыгина:

«Распространение этого насекомого-вредителя связано прежде всего с погодными условиями, а именно засушливыми периодами в течение 2-3 лет, после которых как правило наблюдается рост численности насекомых-вредителей».

Климат меняется, становится всё теплее, насекомые чувствуют себя комфортнее. В 20 веке с непарным шелкопрядом практически не боролись – он часть экосистемы и существенного вреда не приносил. Теперь ущерб от прожорливых гусениц все же пытаются оценить, но сделать это непросто.


Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор):

«Потенциальный экономический ущерб в соответствии с анализом фитосанитарного риска может достигнуть 128,5 млрд руб.».

Речь идет об ущербе 2022 – 2023 годов. Но, как правильно отмечено – ущерб потенциальный. Реально его оценить крайне сложно. Большинство деревьев все же успевают заново обрасти – всё зависит от вида растения. Берёзы, например, более устойчивы к вредителям, чем дубы. А фруктовые деревья, пострадавшие от гусениц, урожая в этот год уже не дадут, даже, если и успеют отрастить новые листья. Но эти потери не учитывают, к лесу они отношения не имеют.


Начальник Управления воспроизводства и защиты лесов Рослесхоза Елена Бусыгина:

«Повреждения, наносимые лесам европейской и азиатской видами непарного шелкопряда, не отличаются. Расчёт ущерба от непарного шелкопряда не проводится, так как гибель лесов от этого насекомого-вредителя не отмечается, лесные деревья успевают восстановиться».

В официальном ответе Рослесхоза указаны две разновидности непарного шелкопряда – азиатская и европейская. Но карантинной является только азиатская. У этих вредителей практически нет естественных врагов и без помощи человека экосистеме было бы сложно восстановить баланс. Практика успешной борьбы с ним насчитывает не одно десятилетие. Эта разновидность хорошо известна на юге Сибири, в республике Алтай, в Приморском крае.

Эффект гусеницы
Фото: Виолетта Чёрная, кандидат географических наук, доцент РязГМУ Минздрава России, Председатель РязРО «Российское экологическое общество» 

Виолетта Чёрная, кандидат географических наук, доцент РязГМУ Минздрава России, Председатель РязРО «Российское экологическое общество»:

«В южной Сибири изучают постоянно азиатскую расу, поскольку вспышки происходят каждые 3- 5 лет. И микробиологическая промышленность там на это работает, предприятия выпускают биологические препараты. Есть даже кандидатская на тему подавления численности азиатской разновидности непарного шелкопряда биологическими методами. В других регионах нет таких исследований, поскольку это не актуально. Вспышка европейского шелкопряда была в 60-х и все дальнейшие годы экосистема справлялась сама.».

Именно уверенность в разумности природы помешала вовремя остановить рост численности так называемого «некарантинного» вида вредителя. На охраняемых природных территориях запрещено использовать химические препараты, а от биологических - люди отказались сами. Надеясь, что и на этот раз экосистема сама отрегулирует численность вредителя.

Одним из главных очагов распространения гусеницы стал национальный парк "Мещёра" – его территория 105 000 га. Он расположен на границе Рязанской и Владимирской областей. Здесь тоже заняли принципиальную позицию. Наблюдая за стремительным ростом численности непарного шелкопряда три года подряд, руководство нацпарка настаивает, что помощь природе не нужна. Скорее всего, специалисты правы. И спустя какое-то время экосистема выровняется. Только вот гусеницы почему-то не захотели оставаться в границах национального парка и ринулись объедать все подряд за его пределами. И теперь непарный шелкопряд европейского вида стал проблемой для каждого хозяйства в отдельности. Россельхознадзор порекомендовал жителям собирать гусениц вручную и, если возможно, обработать растения разрешенными препаратами. Но ведь не получится изолировать свой участок от соседнего леса. А площади, на которых этот некарантинный вид расплодился за последние три года, значительны.


Начальник Управления воспроизводства и защиты лесов Рослесхоза Елена Бусыгина:

«По данным государственного лесопатологического мониторинга, который проводится специалистами Рослесозащиты, подведомственной организацией Рослесхоза, в период с 2020 по 2023 года площадь очагов распространения непарного шелкопряда, преимущественного европейского вида, в целом по России составляет 1,2 млн га.».

В итоге каждый регион сам решал, как бороться с вредителем. В общей сложности, за три года очаги распространения непарного шелкопряда европейской расы обнаружены в 16 субъектах. Они, естественно, разные. Где-то больше, где-то меньше. И занятая региональными властями позиция по поводу борьбы тоже оказала серьезное влияние на размер и количество очагов. Например, в Московской области борьба началась еще три года назад – биопрепаратами обработали 10 000 га. Эффективность составила 93% и стремительный рост популяции удалось остановить. Во Владимирской области никакой централизованной борьбы не было и там жители с ужасом ждут весну 2024 года. В Рязанской области попытались бороться, но сделано это было, скорее для отчетов, чем для результата.


Вот выдержка из совместной статьи, которую сейчас готовят к публикации сотрудники РГУ имени С.А.Есенина и ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России (Блинова Э.А., Чёрная В.В., Водорезов А.В.):

«На основании анализа отчёта контрольно-счетной палаты Рязанской области о результатах контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных в 2022 – 2023 годах на реализацию мероприятий подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» государственной программы Рязанской области «Развитие водохозяйственного комплекса, лесного хозяйства и улучшение экологической обстановки» экспертами-экологами общественной организации по охране и защите природных ресурсов «Российское экологическое общество» был сделан вывод о неэффективности управленческих решений по сдерживанию численности вредителя в 2022 г. и, как следствие, кратном увеличении площади частичной и полной дефолиации лесов в 2023г. (выявлена в 9 районах Рязанской области), что привело к сильному и сплошному объеданию лиственных насаждений, пространственному распространению очагов вследствие расселения вредителя, а в совокупности с неблагоприятными условиями произрастания (переувлажнение почвы) вызвало их сильное ослабление с частичным усыханием и снижение защитных свойств части лесных насаждений.».

В Рязанской области борьбу начали в 2022 -ом – весной выяснилось, что гусениц в несколько раз больше, чем было годом раньше, очаги обнаружили на территориях 4-х районах. Разлетевшиеся из нацпарка мотыльки непарного шелкопряда отложили яйца, а погода позволила кладкам благополучно перезимовать. Экологи направили местным властям письмо с требованием принять меры. Как следует из отчета Контрольно-счетной палаты, меры приняли. Т.е. слегка в некоторых районах побрызгали деревья биопрепаратом. Хотя для того, чтобы был эффект обрабатывать надо 2-3 раза, с разницей в 2-3 недели – ведь вылупляются гусеницы не одномоментно, а постепенно. Возможно, непрофессиональный подход связан с тем, что компания, с которой заключили контракт, разрешения на такие работы не имела. По данным КСП договор с ней расторгли, но деньги возвращать не стали, претензии власти не предъявляли. Вот еще цитата из отчета: «В нарушение требований Федерального закона № 44-ФЗ Министерство не применило меры ответственности к подрядчику за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств, а также не воспользовалось правом расторгнуть контракт в одностороннем или судебном порядке с последующим включением ООО «ИСТОК» в реестр недобросовестных поставщиков».

А вот вывод о неэффективности борьбы в администрации области сделали и на следующий год денег выделили в 16 раз меньше. Весной 2023-го года районов, где обнаружили вредителя, стало уже около десяти.

Эффект гусеницы
Фото: Виолетта Чёрная, кандидат географических наук, доцент РязГМУ Минздрава России, Председатель РязРО «Российское экологическое общество»

Виолетта Чёрная, кандидат географических наук, доцент РязГМУ Минздрава России, Председатель РязРО «Российское экологическое общество»:

«Объели уже даже ботву. Мы составили карту очагов непарного шелкопряда. По сообщениям от жителей с обязательной фотофиксацией. И предоставили правительству рязанской области. Правобережье реки Оки оказалось поражено. Т.е. естественная преграда вредителя не остановила. Они ползли сплошным ковром. Такого я ещё не видела. Жители в шоке, гусеницы объели ягодники, голые леса стояли по два месяца. Да, листочки потом выросли. Но это защитный механизм дерева – они мелкие, полупрозрачные. Чтобы в стрессе не уйти в зиму.».

В результате борьбу вели сами жители и экологи-волонтеры. Всего около 300-от человек. В августе - сентябре прочесывали парки и леса, уничтожали кладки или обрабатывали их маслами.

Важно добавить, что при формировании бюджета на 2024 год средств на централизованную обработку депутаты Рязанской области не закладывали. О проблеме вспомнили уже в марте. На сайте госзакупок рязанское Минприроды объявило тендер на борьбу с вредителем в пяти лесничествах. До 30 июня за 11.7 млн. надо обработать 5613 гектаров леса. Но пестицидами. От которых вреда будет намного больше, чем пользы.

Между тем, по предварительным прогнозам рязанского отделения Российского экологического общества, непарным шелкопрядом поражено около 30% площади всей области. И это учтены только те участки, на которых в прошлом году гусениц было особенно много и деревья на пару месяцев остались практически полностью без листвы.

Многие экологи считают, что необходимо пересмотреть подход к европейской расе непарного шелкопряда и начать с ним такую же систематическую борьбу, как и с азиатским подвидом.


Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор):

«По азиатскому подвиду непарного шелкопряда проведен анализ фитосанитарного риска, на его основании подвид включен в соответствующий перечень. Европейский подвид распространен по всей Европе. Поскольку сдерживать распространение данного подвида с помощью карантинных мер не представляется возможным, вопрос включения в перечень европейского подвида не рассматривается.».

На основании чего именно сделан вывод о невозможности сдерживания европейского подвида с помощью карантинных мер – не совсем ясно. Исследований не было. Но вот опыт Московской области как раз показывает, что борьба может быть вполне успешной. Препараты, которые эффективны в отношении азиатской расы прекрасно подходят и для европейской.


Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации :

«Анализируя динамику случаев выявления азиатского подвида непарного шелкопряда, а также фитосанитарных зон за последние 4 года в 2020-2023 гг., в 2024 году можно предположить сдерживание роста распространения данного вредителя на территории РФ за счет применяемых фитосанитарных мер. Основным способом борьбы с непарным шелкопрядом является обработка зеленых насаждений разрешенными инсектицидами, включая биопрепараты весной, после подъема и расползания гусениц по кроне.»

Согласно данным Рослесхоза, предусмотрен ручной сбор и уничтожение кладок яиц насекомых-вредителей, а также авиационная и наземная биологическая обработка очагов распространения непарного шелкопряда. В 2024 году эти мероприятия запланированы на площади более 250 тыс. га в 12 регионах России.


Начальник Управления воспроизводства и защиты лесов Рослесхоза Елена Бусыгина:

«С 2021 года идёт планомерное увеличение финансирования из федерального бюджета РФ на ликвидацию очагов распространения непарного шелкопряда. Так, в 2021 году финансирование на эти мероприятия было на уровне 408 млн руб., в 2022 году – 318,5 млн руб., в 2023 году – 433,5 млн руб., в 2024 году объём финансирования на эти цели составит 704,6 млн руб. Отмечу, в 2023 году очаги распространения насекомых-вредителей были ликвидированы в 16 регионах России почти на 225 тыс. га.»

Препараты, которыми рекомендовано бороться с вредителями – это в основном либо химические, либо биологические инсектициды. И применять их можно далеко не везде. Относительно безвредны биологические. В любом случае, в первую очередь необходимо провести исследования и на их основании уже делать выводы о методах борьбы с европейским подвидом. А еще привести в порядок нормативные акты. Сейчас порядок лесопатологического обследования прописан в приказе министерства природных ресурсов и экологии очень расплывчато. Независимо от того, что именно уничтожило лес - ветер, пожар или насекомые – обследование проводятся в течение года. А при таком подходе невозможно определить ни на какой стадии развития те или иные вредители наиболее опасны, ни их численность, ни насколько естественные враги могут ее регулировать. И на исследования, и на подготовку нормативных актов надо время. А пока остаются считанные недели до появления в лесах прожорливых гусениц. И во многих регионах их будет в разы больше, чем в прошлом году.
Читай и подписывайся на наш канал в Дзен

Читайте также