Нейросеть DeepSeek за несколько недель вышла в топ магазинов приложений в том числе и в России. В Роспатент поданы заявки на регистрацию бренда в нашей стране в двух вариантах – словесном и изобразительном. DeepSeek будет добавлен в некоторые модели китайских смартфонов – бесплатно. Одним словом, китайский IT-гигант уже наделал немало шуму.
«DeepSeek стала первой платформой, которая открыто демонстрирует цепочку рассуждений искусственного интеллекта при решении запроса пользователя. Вместо стандартных фраз «Думаю, считаю, анализирую, проверяю», которые даже продвинутые модели ChatGPT использовали до недавнего времени, DeepSeek раскрывает пошаговый процесс принятия решений. Такой подход не только поражает своей откровенностью, но и обладает образовательной ценностью. Эта инновация оказалась настолько значимой, что фактически запустила на рынке искусственного интеллекта настоящую «гонку вооружений», - так объясняет феномен DeepSeek руководитель отдела электронной коммерции ООО «Постнофф и Ко» Дмитрий Шевцов.

Фото: ru.freepik.com
Неоспоримое преимущество новой китайской нейросети – пользоваться ей можно бесплатно. Те, кто использует в работе искусственный интеллект, уже проверили DeepSeek в деле.
Заведующий кафедрой цифровых медиакоммуникаций СПбГУ, профессор, доктор политических наук Камилла Нигматуллина рассказала в интервью МЕДИА ТОК о своих впечатлениях: «Феномен DeepSeek заключается всего в двух вещах – он прекрасно заменяет платные аналоги, будучи бесплатным, и за счет технологии глубокого мышления часто показывает более качественные результаты. Я сразу же сравнила четыре самые популярные модели для своих исследовательских целей и убедилась в том, что ответы DeepSeek устроили меня больше всего. Будет ли это временный вау-эффект и не появится ли в ближайшее время что-то еще более убедительное от Китая ли, США или России, покажет уже 2025 год, потому что скорость в гонке больших языковых моделей поражает».
Камилла Нигматуллина также является ведущим аналитиком Центра искусственного интеллекта СПбГУ. В Высшей школе журналистики в текущем учебном году стартовала новая магистерская программа «Искусственный интеллект в журналистике и медиакоммуникациях». Эту науку сейчас осваивают 14 человек, у большинства есть журналистское образование или опыт работы в медиа. За два года студенты научатся использовать нейросети в своей работе, формулировать техническое задание ИТ-специалистам и проверять исполнение, управлять медиа и ИТ-проектами, в которых используется искусственный интеллект, а также исследовать нейросетевые практики и оценивать их эффективность. Среди преподавателей – сотрудники «Яндекса».
Они же преподают и в МГУ, где тоже есть курс по нейросетям. Вузы двух столиц являются партнерами в развитии этого направления, на 2025 год запланированы совместные мероприятия. Еще раньше, чем в Петербурге, подобный курс был открыт в ННГУ им. Лобачевского.
На волне популярности нейросетей открылись и частные курсы, рассчитанные в среднем на два месяца. Камилла Нигматуллина уверена, за такой короткий срок постичь все тонкости невозможно: «Два месяца – это очень поверхностное погружение в такую сложную тему. Лично я обучалась полгода и продолжаю совершенствовать навыки. Считаю, что большинство предлагаемых курсов пока не сопоставить с тем, что предлагает университет. Мы готовим в основном управленцев, которые смогут грамотно внедрить ИИ в медиапроизводство, поэтому в их подготовке уделено внимание основам менеджмента, проектного управления, психологии работы в команде, отдельным аспектам медиапроизводства, и, конечно, исследованиям как самих нейросетей в медиа, так и исследованиям, подготовленным с помощью автоматизации обработки больших данных. Академический подход также предполагает анализ профессиональных стандартов работы, этических вопросов, глобальных изменений в медиасистеме».
Темами дипломных работ студентов станут, в частности, автоматизация SMM, рекламные стратегии с использованием ИИ, проблемы доверия и этические вызовы. Интерес высшей школы к нейросетям закономерен и это направление развивается сейчас очень активно. Ведущий аналитик Центра искусственного интеллекта СПбГУ уверена, что в будущем нейросети неизбежно станут главным инструментом медиапроизводства. Новые разработки на рынке искусственного интеллекта будут этому способствовать.
Действующие журналисты в большинстве пока смотрят на искусственный интеллект с осторожностью. Те, кто начал карьеру 10 и более лет назад, рассказывают, что используют нейросеть разве что как инструмент технический: например, для расшифровки больших интервью. Особенно внимательно относятся к фактам, которые может выдать нейросеть, непременно проверяя первоисточник.
На данный момент так называемый «фактчекинг» действительно является слабой стороной нейросетей. «Особенность работы ИИ на сегодняшний день в том, что он плохо умеет делать фактчекинг, и эта важная часть работы должна оставаться за тем сотрудником, кто отвечает за публикацию», - отметил в интервью МЕДИА ТОК член совета Гильдии Маркетологов Игорь Краснощек. В то же время эксперт не сомневается, что очень скоро навыки использования ИИ в работе будут нужны каждому сотруднику медиа: «Перспективы довольно большие. ИИ умеет уже довольно много всего, что может быть использовано в работе медиа и СМИ. Конкуренция будет, но скорее косвенная — это все равно что сравнить работу СМИ с ранжированием или агрегацией новостной ленты поисковыми системами. А вот без взаимодействия уже вряд ли обойдется: те редакции, чьи сотрудники не научатся умело использовать ИИ или ИИ агенты в работе, скорее всего в долгосрочной перспективе будут проигрывать своим более быстрым и умелым коллегам».
Разработки каких стран займут лидирующие позиции в этой «гонке вооружений» – прогнозировать пока сложно. Мнения экспертов по поводу перспектив российских разработчиков нейросетей разнятся.
«Текущее отставание российских разработок вроде GigaChat (Сбер) и YandexGPT (Яндекс) от глобальных гигантов (ChatGPT, DeepSeek) объяснимо: их архитектура изначально создавалась для узкого рынка. Однако в нише русскоязычных запросов они демонстрируют конкурентные преимущества благодаря глубинному пониманию языковых нюансов, законов и культуры. Аналогично DeepSeek доминирует в Китае не только за счёт технической мощи, но и благодаря тонкой настройке под локальный менталитет. Российско-китайское сотрудничество здесь особенно перспективно — объединение ресурсов двух стран способно создать новый тип нейросетей, сочетающих масштаб данных Азии с лингвистической экспертизой России», - считает руководитель отдела электронной коммерции ООО «Постнофф и Ко» Дмитрий Шевцов.
Руководитель Serverspace, корпорация ITG Андрей Смирнов высказался более осторожно: «На сегодняшний момент полноценной российской альтернативы высококачественным языковым моделям нет. Главная причина этого кроется в масштабе и объеме ресурсов, которые требуются для их создания. Для обучения моделей уровня ChatGPT и DeepSeek нужны колоссальные кластеры GPU или специализированные чипы (TPU), работающие без перерыва неделями и месяцами. В России нет сопоставимых по масштабам дата-центров, которыми располагают, например, Google или Microsoft, а аренда ресурсов у зарубежных провайдеров усложнена санкциями и высоким ценником. Создание полноценной языковой модели зависит прежде всего от уровня инвестиций, наличия подходящих вычислительных ресурсов и возможности собрать большую команду высококвалифицированных специалистов. Большие облачные платформы или собственная вычислительная инфраструктура, грамотная организация процесса обучения и доступ к обширным датасетам — все это критически важно для успеха проекта. При достаточной политической и финансовой поддержке, а также скоординированной работе научного сообщества, бизнеса и государства языковые модели могут достичь уровня ChatGPT или DeepSeek».
Очевидно, что такой мощный и стремительно развивающийся инструмент как нейросеть займет свое место во многих сферах, в том числе и в СМИ. Высшая школа здесь играет на опережение и готовит журналистов нового поколения в соответствии с вызовами времени.
Ранее мы рассказывали, что Alibaba прибавила $87 млрд за месяц благодаря прорывам в ИИ.