Из всех педагогических профессий, о которых упоминается в официальном сообщении – педагоги дошкольных образований – оказались самыми уязвимыми. В докладе отмечается, что число воспитателей сократилось на 14,8 тыс. человек. В общем образовании снижение составило 0,2 тысячи человек, а в среднем профессиональном — 1,2 тысячи.

Фото: ru.freepik.com
В детских садах страны в эти дни тоже подводят итоги - свои собственные – в конце мая во всех дошкольных учреждениях проходят выпускные утренники. Тысячи детей, которым исполнилось семь лет, завершают дошкольный этап и готовятся к школе. В конце года уходит и часть воспитателей, которые решили сменить профессию, а также консервируются и закрываются здания детских садов, попавших под реструктуризацию. Конец года — время не только для радости, но и для размышлений о недетских проблемах, с которыми сталкиваются детские сады и те, кто там работает. Почти все собеседники согласились на беседу на правах анонимности, поэтому фамилии большинства героев изменены.
О закрытии детского сада № 1371 на Осеннем бульваре в Москве родителям воспитанников сообщили еще год назад. Теперь группы готовят к расформированию. Как рассказала одна из мам, детей предложили перевести в соседний корпус. В новых группах, по ее словам, предположительно будет по 35–40 человек. Здание старого двухэтажного типового детского сада на Осеннем бульваре в Крылатском попало под реорганизацию, проводимую властями Москвы уже несколько лет. Обычно под закрытие идут корпуса небольших детских садов в кварталах советской застройки. Таким образом, муниципалитеты избавляются от невыгодных и сложных в обслуживании зданий, объединяя воспитанников в более крупные и новые сады, которые зачастую находятся в другом квартале. В итоге добираться до нового дошкольного учреждения иногда приходится на общественном транспорте.
Общественный деятель, бывший депутат Московской городской Думы VII созыва Елена Янчук объясняет, что при проведении таких реорганизаций используют примерно одну и туже схему: сначала администрация учреждения заверяет родителей, что сад не закроют, даже если останется всего три группы. Но затем перестают принимать детей, ссылаясь на снижение демографии. По мнению Елены Янчук, коэффициент рождаемости в Москве такой же, как и по всей России, — не выше. Однако, в столице очень высокая плотность населения. И если у семьи нет собственной квартиры или постоянной регистрации, то по временной попасть в сад будет сложно. Надо отметить, что такие сады в официальной статистике закрытий не учитываются. Ведь по факту закрывают лишь один корпус, а детей переводят в другое здание. По документам ребёнок продолжает посещать тот же детский сад, в который был записан ранее. Тем не менее, проблемы, с которыми столкнулись родители, привели к появлению петиций, официальных запросов и обращений, а также к формированию групп и чатов в интернете, где ведётся учёт закрытых учреждений. По приблизительным оценкам жителей и активистов Москвы, за последние несколько лет было закрыто около двухсот зданий детских садов. Педагогический состав при таких реорганизациях обычно не увольняют, а полным составом переводят в другой корпус. Так, воспитатель детского сада № 1371 в районе Крылатское Инна Степанова, поделилась с «Медиа Ток» информацией о том, что протестов и возмущений со стороны педагогов не было. Всех работников детского сада перевели в другие здания.

Фото: ru.freepik.com
По данным сайтов, предлагающих работу, в Москве существует небольшой дефицит воспитателей. На платформе HeadHunter в настоящее время открыто 66 вакансий. В основном требуются специалисты без опыта работы или с минимальным опытом от одного до трёх лет (кстати, сейчас чтобы стать воспитателем достаточно пройти краткосрочные курсы, которые проводятся в центрах занятости).
В отличие от столицы, в регионах потребность в специалистах дошкольного образования гораздо выше. Среди регионов, где особенно остро ощущается нехватка воспитателей, можно выделить Московскую область, где требуется около 400 специалистов. В Алтайском крае требуется 306 воспитателей, в Пермском крае — 236, в Ставропольском крае — 232, а в Республике Башкортостан — 283. Это лишь те цифры, которые можно найти на официальных ресурсах, посвящённых поиску работы.
Проблему нехватки педагогических кадров в дошкольных учреждениях, активно обсуждают в соцсетях практически во всех городах страны. Например, сообщение одной из матерей дошкольника из Екатеринбурга: «В детских садах катастрофически не хватает персонала. У нас в младшей группе 34 человека, один воспитатель, нянечки нет, и неизвестно, появится ли». В столице Татарстана родители воспитанников детсада № 120 Советского района пожаловались, что на 13 групп в саду осталось всего 9 воспитателей. «Тут некому работать, на 32 ребенка один воспитатель! Это просто ужас, не сад, а пункт передержки», - пишет один из родителей. В Набережных Челнах в детском саду № 131 «Лучики» родители обратились за помощью в местный паблик: «На протяжении 2х недель, для нас родителей, с утра как квест! Мы приходим, и не знаем куда деть детей!! В группе нет воспитателя, детей раскидали по саду. При этом, дети в сон час спят в своей группе, одни!!!».
Как объясняет учитель МАОУ Гимназии № 3 города Краснодара Евгения Заевская, по закону для воспитателей, работающих с детьми в возрасте от 3 до 7 лет, недельная нагрузка не должна превышать 36 часов. Работа в две смены или сверхурочная деятельность возможны только с письменного согласия работника и при условии оплаты как сверхурочной работы. Евгения Заевская пять лет проработала в детском саду и изучила трудовой кодекс, чтобы оградить себя от превышения полномочий со стороны администрации ДДОУ. Систематическая работа в одиночку с группой детей более 8 часов, подчеркивает Евгения Заевская, нарушает требования охраны труда и может повлечь юридическую ответственность учреждения.
Однако, на практике получается, что подобные ситуации возмущают только родителей, никто из воспитателей активно не высказывает свою позицию, опасаясь потерять работу. «Ведь выбор у нас невелик: либо закрывать детский сад, либо увеличивать рабочий день, договариваясь с персоналом», - объясняет Марина Долженкова, директор одной из школ в Ленинградской области. Под ее руководством кроме среднего образовательного учреждения, находятся два детских сада. И в каждом из них не хватает по одному-два воспитателей. «Работают педагоги, у которых есть свои маленькие дети и они привязаны к поселку. Как только собственные дети вырастают, взрослые уезжают на заработки в Петербург или выбирают какой-то вахтовый метод работы. А новых кадров нам не присылают, молодые учителя к нам не приезжают», - объясняет руководитель образовательных учреждений.
Действительно, вопрос дефицита педагогических кадров в детских садах в сельской местности стоит более остро, чем в городских. Год назад заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова предложила министру просвещения Сергею Кравцову рассмотреть запуск программы «Земский воспитатель» по аналогии с успешным проектом «Земский учитель», который работает с 2020 года. Благодаря федеральным выплатам за четыре года работы, программа привлекла свыше шести тысяч педагогов в школы небольших населенных пунктов страны. Во Всероссийской общественной организации «Воспитатели России», которая участвовала в разработке программы «Земский воспитатель», редакции «Медиа Ток» подтвердили, что этот проект не закрыт и его продолжают дорабатывать совместно с Министерством просвещения. Однако, информации о том, когда эта программа может быть готова, а тем более реализована, пока нет.
Надо отметить, что педагог дошкольного образования – оказалась самой уязвимой педагогической специальностью среди всех. В отчёте о реализации государственной образовательной политики за 2024 год, опубликованном на сайте правительства 21 мая 2025 года, отмечается сокращение числа педагогов на всех уровнях образования. В частности, в дошкольных учреждениях количество педагогов уменьшилось на 14,8 тысяч человек, в то время как в общем образовании сокращение составило всего 200 человек, а в среднем профессиональном образовании — 1,2 тысячи специалистов. Всего же на начало 2024/25 учебного в дошкольном образовании страны работало 637,4 тысяч педагогических работников. Концу года эти цифры обновятся.
Так, например, молодой воспитатель Анастасия Бажина из Выборга Ленинградской области активно ищет новую работу. В детском саду № 25 она проработала три года. «Если бы не чуткое отношение руководителя, ушла б еще раньше», - объясняет она. В этом году Анастасия планирует выпустить свою старшую группу, и найти другую работу, не исключает, что может устроиться в пункт выдачи одного из маркетплейсов. «Я не знаю, как вообще можно совмещать работу воспитателя и личную жизнь. Для меня загадка, как могут воспитатели иметь семью, потому что ты полностью посвящаешь себя чужим детям, - поясняет Анастасия Бажина. Ты несешь ответственность за безопасность детей, если что-то случится. Ты всегда должен быть на связи. Работаешь зачастую в две смены, можно сказать, живешь в саду».

Фото: ru.freepik.com
Отметим, что даже если в детсаду нет дефицита кадров, зачастую молодых специалистов вызывают на замену заболевших или ушедших в отпуск коллег. Также их могут попросить сопровождать детские группы в театр или на экскурсии, проводить дополнительные занятия. Бывшая коллега Анастасии Бажиной молодой педагог Софья Орлова тоже не выдержала нагрузки.
«Документации очень много. Я после работы приходила домой и полночи сидела и писала, потому что есть план занятий на всю неделю. Ты должна расписать цели, задачи, откуда взяла эту информацию, с какой страницы, с какого источника. Расписать надо полностью поминутно. Плюс еще есть индивидуальные занятия в садиках, которые тоже надо расписывать», - поделилась бывший воспитатель детского сада.
Действительно, чаще всего молодые воспитатели увольняются именно после первых трех лет работы, объясняет Лариса Тутова, депутат Государственной Думы 8-го созыва, руководитель ВОО «Воспитатели России»: «В первые три года у сотрудников есть доплаты. Потом они исчезают, а так как у педагогов еще нет высшей категории, зарплата резко падает. А пока большая часть воспитателей в детских садах — люди предпенсионного возраста, которым нужно выработать стаж».
Например, средний возраст воспитателя в Ленинградской области по данным областного комитета по образованию, составляет 42 года. Это недалеко от среднестатистических показателей по всей стране. Министр просвещения Сергей Кравцов на заседании Совета по науке и образованию при президенте в феврале этого года отметил, что средний возраст педагогов в России равняется 45–46 годам. Молодежь неохотно идет в профессию.
Анастасия Бажина в Ленинградскую область приехала из Сибири. Из 26 студентов ее группы Томского педагогического колледжа до последнего курса доучились только восемь, работает в детских садах от силы пять человек. «У меня зарплата сейчас где-то 50-55 тысяч рублей. Я защитила первую категорию», - объясняет воспитатель. Оплата труда воспитателя складывается из оклада и баллов, система начисления которых разрабатывается администрацией каждого детского сада и может включать самые разные критерии. Например, баллы можно получить за организацию родительского собрания, конкурс поделок или проведения детского кружка. Оцениваются они тоже по-разному – в зависимости от финансирования учреждения. «В один месяц балл может быть равен 700 рублей, в другой – 1200. И все это за одну и ту же работу», - рассказывает Анастасия.
Депутат Лариса Тутова считает, что именно стабильная и достойная заработная плата является одним из главных факторов мотивации для работы и развития в профессии: «Повышение окладов педагогам дошкольных учреждений может привлечь в эту сферу образования опытных педагогов, имеющих высокую квалификацию и большой опыт работы с детьми».
На данный момент зарплаты воспитателей в детских садах сильно разнятся по регионам. Так, по исследованием сайта ГородРабот.ру средняя зарплата педагога дошкольного образования в России за 2025 год составляет всего 30 605 рублей. По данным сайта «Работа России», самый высокий оклад предлагают в муниципальном саду города Лабытнанги в Ямало-Ненецком автономном округе – 122 тысячи рублей. Самый низкий доход у воспитателей в Чебоксарах и Керчи – 19 тысяч рублей. В текущем году в Петербурге значительно повысили оплату труда воспитателей. Полностью кадровый голод не погасили, но дефицит, видимо, уменьшили. В начале учебного года в Северной столице наблюдался значительный рост спроса на воспитателей детских садов. Эксперты HeadHunter отметили увеличение количества вакансий на 43%. В условиях нехватки воспитателей их зарплаты выросли. В комитете по образованию Петербурга сообщили, что в настоящее время образовательные программы в государственных детских садах города выполняются в полном объёме и средняя заработная плата педагогов составляет около 94 тысяч рублей. Это значительно выше средних зарплат по стране.

Фото: ru.freepik.com
Кстати, с этого года в России стартует пилотный проект по внедрению новой системы оплаты труда педагогов, в том числе и дошкольных учреждений. Пока он должен реализоваться во Владимирской и Сахалинской областях, а также в Удмуртии. Результаты этой программы станут основой для изменений оплаты по всей стране в 2027 году. Возможно, повышение оплаты труда сможет уменьшить кадровый голод в этой отрасли.
Надежда Васильева — опытный педагог с двадцатилетним стажем, скептически относится к быстрым переменам: «Мы не бизнесмены и не юристы. На нас лежит огромная ответственность, ведь родители доверяют нам самое ценное, что у них есть, своих детей. И мы должны нести эту тяжёлую ответственность. Не каждый способен выдержать воспитание нового поколения и справиться с этой задачей».
Ранее мы рассказывали о том, что что в конце марта сразу четыре региона выступили с инициативой о предоставлении финансовой поддержки беременным школьницам. Однако некоторые чиновники такие идеи не только не поддержали, но и выступили с осуждением, призвав прекратить стимулировать роды в подростковом возрасте. Как пытаются решить проблему школьных родов в России, читайте здесь.