Что не так с отечественным инсулином?

Эксклюзив Media-Talk
78146
5 минут
15 мая. /MEDIA-TALK/.На фоне сообщений о дефиците привычных импортных препаратов для людей, страдающих сахарным диабетом, кому-то пришлось перейти на инсулины отечественного производства. Но оказалось, подходят они далеко не всем. И отсутствие привычных лекарств для них сродни катастрофе.

Весной этого года пресс-служба Правительства Санкт-Петербурга сообщила, что фирма «Герофарм» разработала пять препаратов, которые способны обеспечить лекарством людей с диагнозом сахарный диабет не только в России, но и за рубежом. С учетом того, что в СМИ то и дело появляются сообщения о перебоях в поставках привычных импортных препаратов, такие заявления могли бы обнадежить. Но, к сожалению, как показывает практика, инсулины отечественного производства могут вызывать различные негативные реакции организма, в том числе и аллергические.

Что не так с отечественным инсулином?
Фото: ru.freepik.com

Вот история Светланы, у которой диагноз «сахарный диабет 2 типа» появился в медкарте в 2015 году. Терапия в виде таблеток не подошла – начались проблемы с желудком, после чего ей назначили комбинацию препаратов «Лантус» и «Новорапид».
«Это были идеальные инсулины, – говорит Светлана. Однако «Лантус» исчез еще в 2020 году, сейчас его заменяет «Левемир». А датский «Новорапид» пропал два года назад. Альтернатива - «Апидра», но ее надо еще «выловить» в льготных аптеках. В коммерческих она пока есть. Российский препарат «Рин Фаст» дает сильную аллергическую реакцию. Остаться без хорошо работающих инсулинов, к которым организм приспособился, очень сильно боюсь», – говорит Светлана.

«Апидрой» пользуется 11-летний Павел. Его мама рассказывает, что три года назад мальчику поставили диабет 1-го типа. Для ввода инсулина они используют помпу, которую им бесплатно поставили в «Центре эндокринологии».
«С «Апидрой» проблем не было. С другими инсулинами знаю, что сложнее. Есть много аналогов от «Герофармы». Какие-то мои знакомые переходят с импортного инсулина на российский. Это всегда сложный момент. Индивидуальный. Организму нужно перестраиваться. У датского «Новорапида» уже три аналога. Нас обеспечивают всем необходимым, но большого выбора у нас нет», — поделилась своим опытом Екатерина.

Как рассказали нам в Национальном медицинском исследовательском центре Эндокринологии, отечественные препараты «Семавик» (МНН семаглутид), «Квинлиро» и «Энлигрия» (МНН лираглутид) – это аналоги зарубежных препаратов с торговыми наименованиями «Оземпик», «Виктоза» и «Саксенда», относящиеся к классу препаратов агонистов рецептора глюкагоно-подобного пептида 1 (арГПП-1). АрГГП-1 являются приоритетными сахароснижающими препаратами для терапии сахарного диабета 2 типа, в соответствии с клиническими рекомендациями, в связи с доказанным кардиопротективным и нефропротективным действием, низким риском развития гипогликемии и дополнительными эффектами в отношении снижения массы тела и АД. Другой препарат с торговым наименованием «Энлигрия» применяется для терапии ожирения. Преимущество российских аналогов перед зарубежными оригиналами заключается в их цене. В настоящее время российскими производителями налажено производство пероральных сахароснижающих препаратов класса ингибиторов дипептидилпептидазы 4 типа (иДПП-4): «Эводин» (МНН эвоглиптин), «Сатерекс» (МНН гозоглиптин). И они ничем не уступают зарубежным инсулинам этого класса, уверяют специалисты центра.

В свою очередь в Министерстве здравоохранения добавляют, что некоторые российские лекарства заменили импортные примерно на 50 процентов. В частности, зарегистрированы препараты с МНН Инсулин аспарт, раствор для подкожного и внутривенного введения, отечественного производства (ТН «РинФаст®», ТН «РинФаст® Ник», ТН «РОСИНСУЛИН АСПАРТ Р») их доля составляет 50 %.

По данным автоматизированной информационной системы Росздравнадзора в 2022-2024 годах отмечается устойчивый ввод в гражданский оборот лекарственного препарата МНН Инсулин аспарт, раствор для подкожного и внутривенного введения.

А по данным информационно-аналитической системы Правительства Российской Федерации «Мониторинг дефектуры лекарственных препаратов и медицинских изделий» (далее – Аналитическая витрина) обеспеченность по лекарственному препарату с МНН Инсулин аспарт составляет по Российской Федерации с учетом наличия остатков у производителей, организаций оптовой торговли – 8,8 месяцев.

Сахарный диабет выявляется все чаще. Сейчас в России – 5 миллионов человек с таким диагнозом. Цифра растет каждый год на 250-300 тысяч. Понятно, что врачи и фармацевты постоянно работают над тем, чтобы обеспечить своим пациентам достойную и долгую жизнь с таким диагнозом. Так, в НМИЦ Эндокринологии рассказали об исследованиях, которые могут стать революцией в лечении, правда, ждать придется как минимум несколько лет:
«Гидрогелевые капсулы для лечения диабета относятся к группе высокотехнологичных лекарственных препаратов, при их разработке используются методы генной инженерии. Поскольку гидрогелевые капсулы еще находятся на стадии разработки, в дальнейшем потребуется проведение клинических исследований для оценки их эффективности и уточнения профиля безопасности. Окончательные выводы делать преждевременно. По имеющейся информации, исследователи планируют приступить к доклиническим исследованиям на животных в 2027 году. Если эти исследования будут успешными, очевидно, можно будет перейти к изучению препаратов на добровольцах. И только после этого можно давать оценки в отношении эффективности нового метода терапии сахарного диабета».

В НМИЦ подчеркивают - при сахарном диабете 1 типа вводимый пациенту препарат инсулина - единственный на сегодняшний день способ спасти жизнь больного, не имеющий в настоящее время альтернативы. Именно поэтому современные разработки направлены на совершенствовании препаратов и изобретение новых способов его доставки.

К сожалению, российские инсулины пока проигрывают импортным. В очень многих семьях даже небольшой запас привычного лекарства – залог спокойствия всей семьи.

Вот что пишет Екатерина Щербакова (Екатерина Щербакова - vk.com), мама девочки, у которой диабет был диагностирован в 2019 году.
«5 лет назад мир стал другим для нас. Ценности во многом поменялись. Мой покой выглядит теперь не абстрактно, а конкретными коробочками на полке. Инсулин Новорапид. 3 упаковки в холодильнике - покой в семье. Всё время боюсь, что он исчезнет из аптек и нельзя будет его купить. На многие другие инсулины и те, что бесплатно выдавало государство, у Веры аллергия».

При этом, как сообщили нам в Министерстве здравоохранения сегодня импортные препараты на рынке остаются. В частности, сведений от производителей о прекращении производства и поставок быстродействующего датского инсулина «Фиаспа» в Минздрав России и Росздравнадзор не поступало.

*Если вы хотите поделиться своей историей на данную тему или рассказать о проблемах, с которыми столкнулись при лечении диабета, пишите нам info@media-talk.ru Мы продолжаем готовить цикл материалов о создании в России сахароснижающих препаратов и их эффективности.


Читай и подписывайся на наш канал в Дзен

Читайте также